01-01-2010
На протяжении всего XX века в производстве мебели бытового назначения устойчиво наблюдаются три стилистических течения. С некоторой долей условности их можно назвать художественно-конструкторским, стилизаторским и авангардистским.
Первые два сегодня широко представлены в ассортименте изделий как отечественного, так и зарубежного производства во многих крупных мебельных магазинах. Образцы третьего, авангардистского, направления появляются в продаже у нас, к сожалению, редко; познакомиться с ними, по большей части итальянского и французского происхождения, можно главным образом на международных выставках и ярмарках.
Художественно-конструкторское направление зародилось в проектировании мебели на рубеже XIX и XX веков в рамках широкого стилевого течения «модерн» (от латинского слова modernus – «новый, современный»). Новый стиль воинственно отверг господствовавшие в то время многовековые декоративные традиции мебельного искусства, выработанные в рамках исторических стилей барокко, рококо, классицизма. Основными этапами развития мебельной стилистики в данном направлении явились работы мастеров Баухауза (высшей школы строительства и художественного конструирования, Германия, 20-е годы) и индустриальный дизайн 50–60-х годов, занявший лидирующее положение в производстве мебели и всех прочих промышленных изделий. Этот успех современного дизайна в значительной мере объясняется тем, что он смог решить крупную социальную задачу послевоенного периода – обеспечить промышленность проектными решениями, которые отвечали требованию быстрого наращивания объемов массового производства сравнительно недорогих изделий.
Главный принцип художественного конструирования – ничего лишнего в формах изделий сверх необходимого с функциональной, технологической и конструкционной точек зрения. Как следствие, художественная выразительность или, если хотите, красота предмета мебели достигается исключительно с помощью логичности построения их формы, гармоничных пропорций целого и частей, ритмического членения (например, фронта шкафов на секции и отделения между полками), эффектного сочетания разных материалов (например, древесных или эмалированных поверхностей со стеклом, металлом крепежных элементов, тканью и т.п.). Художник отказывается от применения каких-либо средств декоративной отделки предмета – резьбы, инкрустации и пр. Исключение составляют только природная текстура древесины, в том числе ее имитация из синтетических материалов – ткани, как правило, гладкие или с геометрическим рисунком, и рельефно-рисунчатое стекло.
Типичными представителями данного стилевого направления являются многочисленные, продаваемые сегодня в магазинах шкафы и шкафные «стенки», наборы кухонной мебели, стулья, диваны, кресла, кровати и т.д. отечественного и зарубежного производства (в основном из Германии).
Стилизаторское, или ретроспективное, направление широко представлено на любом европейском мебельном рынке изделиями, в формах которых отчетливо просматриваются характерные элементы стилистики какого-либо исторического стиля, большей частью таких, как барокко, классицизм, ампир и реже модерн XIX – начала XX веков (но не той ветви модерна, на которой выросло художественно-конструкторское направление). Основные элементы стилистики, заимствуемые из прошлого: для шкафов – рельефные и плоские узоры растительного характера или профилированные ложные рамки на дверях, завершающие прямые или изогнутые профилированные карнизы; для мягкой мебели и кроватей – гнутые или точеные ножки, в том числе с резным декором, фигурные резные спинки, локотники и другие конструкционные детали, обивка гобеленом и др.; для столов – опоры, аналогичные ножкам мягкой мебели, фигурные столешницы и верхние крышки, как правило, декорированные растительным узором в технике интарсии или инкрустации, а также декорированные выдвижные ящики. Применение всех этих средств художественной выразительности, требующих дорогостоящих материалов и сложных технологий, резко увеличивают стоимость изделий. БЧльшая часть импортной мебели, представляющей собой стилизацию «второго барокко» и классицизма, завозится на наш рынок из Италии, Румынии и Франции.
Важно отметить, что сегодня заметную часть рыночного ассортимента составляет мебель «смешанного», эклектичного стилевого типа, создаваемая в основе по принципам художественно-конструкторского направления, но «принаряжаемая» каким-либо декором. Такая экономичная стилизация особенно характерна для шкафных «стенок», столов, кроватей отечественного производства проявляется также в использовании для обивки мягкой мебели и стульев тканями с растительно-узорочным рапортом. Художественное достоинство такой мебели зачастую весьма сомнительно и даже курьезно, подобно тому, что получается, если даме в строгом деловом костюме надеть на голову шляпку с розами и бантами.
Особую, этнографическую, ветвь экономичного ретроспективного направления представляют изделия, для украшения которых использованы декоративные мотивы прикладного искусства какого-либо народа, например, татарского, удмуртского, якутского и др. Из всех европейских стран это явление наиболее характерно для России. Авангардное направление в проектировании мебели – это радикальное новаторство в формах и конструкциях изделий, в частности с использованием новых, ранее не применявшихся материалов и технологий, это поиск принципиально нового их образа, а главное – новых, непривычных, но достаточно разумных взаимодействий между вещью и человеком. Таким образом, каждый, кому предстоит приобретение мебели, оказывается сегодня перед непростой проблемой выбора стиля меблировки своего жилья в целом или его отдельного помещения. Непростая она потому, что решать ее приходится исключительно самостоятельно, «своим умом», так как здесь никто не может дать вполне веских рекомендаций. Стиль – дело вкуса и личных материальных соображений.
Источник: http://www.mebel-o.ru
Обсудить статью