01-01-2010

В любом предмете интерьера можно увидеть отпечаток эпохи, в которую он был создан, и кресло тому не исключение. Какие технические решения и дизайнерские идеи господствуют в XXI веке, и какие кресла сейчас в моде?..

Наследие предков

Современные мебельные фабрики не прочь поэксплуатировать славные страницы истории – в прошлом кресельное семейство отличалось редким разнообразием. Например, в доброй старой Англии и сейчас существуют такие оригинальные предметы мебели, как «кресло хозяина» и «кресло охотника».

В понимании англичан «кресло хозяина» превратилось не в «трон» местного, домашнего значения, а в своеобразную дань уважения старейшему члену семьи, патриарху и родоначальнику. Такое кресло с высокой спинкой и «ушами» на редкость гуманный и уютный предмет мебели. Неудивительно, что английские мебельные фирмы («Wychwood Design», «Arthur Brett») по-прежнему их выпускают, и они пользуются популярностью отнюдь не только у немощных старцев.

Еще один «фасон» кресла, пришедший из далекого прошлого, – «кресло охотника», или, как его иногда называют, «кресло плантатора». Его главная черта – выдвигающиеся и раздвигающиеся в ширину гладкие деревянные подлокотники, которые кажутся несоразмерно длинными. Просчет? Нет, сугубо практичная деталь. Как дворянин, охотящийся в собственном поместье на лис, так и колониальный плантатор, регулярно объезжающий свои владения, большую часть дня проводили в седле. Старинные сапоги для верховой езды – не шлепанцы, их и надеть, и снять без посторонней помощи не всегда было возможно. Поэтому и было придумано специальное кресло, чтобы аристократ или плантатор могли дать отдых ногам в максимальном комфорте. Выдвинуть подлокотники, раздвинуть их на нужную ширину, сесть в кресло и закинуть ноги на подлокотники – чем не комфортабельный шезлонг! «Кресла охотников» и по сей день входят в ассортимент многих мебельных фирм (например, американской компании «Baker») и украшают интерьеры, выполненные в колониальном стиле.

Обычным креслам в классическом стиле, добротным, основательным и очень уютным – и вовсе нет числа.

Гедонизм – это модно

Ежегодно дизайнеры предлагают все новые и новые модели кресел в современном стиле. Но кресло традиционного фасона (все, как и двести лет назад – ножки, мягкие сидение и спинка, удобные подлокотники) не сдает позиций. Правда, пропорции большинства современных кресел далеки от классических – мягкая мебель становится все ниже, шире, «распластывается» по полу. На смену высоким фиксированным спинкам и жестким подлокотникам приходят низкие спинки, положение и конфигурацию которых можно легко менять, и мягкие, обтянутые тканью подлокотники, сидения становятся все глубже. Нередки дополнения к креслам в виде отдельных пуфиков для ног и съемных подушек-подголовников (например, в коллекциях «WK Wohnen», «Team by Wellis»). В минималистском лаконичном интерьере кресло то и дело становится наиболее яркой деталью интерьера, а значит, и требования к нему возрастают.

Однако старое доброе кресло в интерпретации современных дизайнеров постоянно преображается, расставаясь с некоторыми конструктивными деталями или приобретая новые. В области смелых экспериментов над мягкой мебелью лидируют итальянцы, а в области всевозможных технических усовершенствований – немцы и швейцарцы. Англичане и испанцы в основном верны традициям, недалеко ушли от них французы (тут статистику «портит» насквозь дизайнерская «Ligne Roset», любящая выпускать оригинальные, супермодные предметы).

Веселые картинки

Большинство ни на что не похожих забавных кресел, полностью лишенных стандартной конструкции, выпускается итальянскими фабриками. Одной из первых «ласточек» стала веселая игрушка «Blow» от Гаэтано Пеше, выпущенная в 1967 году. Пенополиуретановое кресло продавалось в спрессованном виде. Дома, вскрыв полиэтиленовую упаковку, хозяин заворожено следил, как вещица раздувается, постепенно принимая реальные размеры и очертания. Идея оказалась настолько привлекательной, что в 2002 году было решено возобновить производство.

В ряду подобных мебельных курьезов и надувные пластиковые кресла, и мягкий мешок с шариками «Sacco» от «Zanotta», принимающий нужную форму кресла только под давлением опустившегося на него человеческого тела. Пару лет назад «Edra» также выдала на-гора низкие кресла без подлокотников, ножек и прочих «излишеств», напоминающие набитые поролоном сумки «челноков». Список мебельных курьезов можно продолжить, включив в него кресла из стекла («Fiam») гофрированного картона на металлической раме («Cappellini»), разнообразных пластмасс («Kartell», «Magis», «Zerodisegno»), металла («Knoll»).

Почти диван

Кресло-кровать – образование типичное для советских и постсоветских интерьеров, оно, само собой, постоянно переходит из одного состояния в другое.

Но механизм, будь то даже банальная дверная петля на кухонном шкафчике, является наиболее уязвимым местом любой мебели. Механизм трансформации кресла в кровать сложнее, чем обычная петля или защелка, соответственно, он более подвержен поломкам.

В принципе, и задачи у кресла и кровати совершенно разные. Мы получаем или удобное кресло, из которого можно в случае крайней необходимости соорудить временное спальное место, или неплохую односпальную кровать, с трудом «собирающуюся» в нечто более компактное, но не слишком удобное для сидения.

Спору нет, при желании можно придумать роскошное кресло, «одним движением руки» превращающееся в двухспальную кровать и способное выносить подобные издевательства регулярно на протяжении двадцати лет. Возможно, для его изготовления потребуется задействовать последние технические разработки НАСА, но не в этом суть. Понятно, что стоимость подобного чудо-агрегата окажется несопоставимой с ценой обычного кресла и обычной кровати. Людям, которые стеснены в средствах и не могут похвастать большой жилплощадью, вещь окажется не по карману. А тех, кто может позволить себе дорогую покупку, она не заинтересует – когда нет необходимости выгадывать каждый квадратный метр, возиться с ежедневным складыванием-раскладыванием предмета мебели по меньшей мере глупо.

Именно поэтому в ассортименте серьезных фирм, выпускающих престижную дорогую мебель, практически нет кресел-кроватей. Отдельные исключения, вроде недавно выпущенного «Bonaldo» кресла «Arturo», пары-тройки моделей из ассортимента «Witmann» и «Cor», лишь подтверждают правило. Производитель всегда оговаривает, что данная вещь предназначена для подростковых и гостевых комнат, позволяет обеспечить ночлегом засидевшегося в гостях приятеля или внезапно нагрянувших с визитом родственников, однако не предполагает повседневного использования.

Техника на грани фантастики

В отличие от кресел-кроватей, кресла-трансформеры, позволяющие менять угол наклона и положение спинки и сидения по желанию владельца, встречаются все чаще. Каждая фирма разрабатывает свои механизмы раскладки, позволяющие максимально подогнать кресло под требования хозяина. Чаще всего, подобное кресло-шезлонг управляется размещенным в подлокотнике переключателем и снабжено пневматическим или электрическим механизмом. «Пневматикой», похожей на «начинку» хороших офисных кресел, оборудует свои модели «Rolf Benz». «Witmann», «Cor» и «Leolux» отдают предпочтение электрическим встроенным моторам, питающимся от аккумулятора. В России такую мебель на основе немецких механизмов-реклайнеров производят фирмы «Инстроймебель», «Калинка».

...Интересно, чем порадуют нас дизайнеры будущего? Креслами, угадывающими желания владельца и варящими кофе?..

Ирина Сабинина
Мебель в Санкт-Петербурге, №2 2004

Обсудить статью



Rambler's Top100