01-01-2010
Господство технического прогресса, провозглашенное конструктивистами в архитектуре, внутреннем убранстве дома, да и во всех сферах жизни к концу XX века несколько потеряло свою привлекательность. Сказалось здесь и некоторое разочарование людей в бесконечных возможностях технического прогресса, все более очевидными становились и его негативные последствия. С другой стороны, стремительное развитие информационных технологий, их вторжение в повседневную жизнь повлекло за собой существенное изменение быта и жилых интерьеров.
Так, в 1980-х годах, в обстановке своеобразной переоценки ценностей родился стиль техно, возник, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса.
Этот стиль, признавая эстетику технологизма в архитектуре и интерьерах, балансирует на грани, за которой обнаруживается обратная сторона – почти неприглядность. И в этой обратимости достигается максимальная выразительность, ему свойственная. Здания и сооружения становятся прозрачными, «исчезающими». Стены, изгибающиеся по сложной кривой, монтируются из листов отражающего стекла. Днем многоэтажные здания как бы растворяются в воздухе, а вечером светятся изнутри ячейками офисов и квартир.
Архитектура словно сливается с языком новых технологий - кино, телевидения и компьютерного моделирования. Используется прием наружных конструкций, вынесенных за пределы зданий. Их металлический каркас, покрашенный в яркий цвет, напоминает контуры технических сооружений: высоковольтных линий, подъемных кранов, корабельной оснастки.
В зданиях техно коммуникации (вентиляционные и водопроводные трубы, электрокабели) выносятся за стеклянные стены, и зачастую все они имеют еще и разную окраску, служат своеобразным декором.
Под стать такой архитектуре и интерьеры: в них, по замыслу дизайнеров, нередко создается ощущение техногенной катастрофы, при которой в стекло и металл внутреннего убранства «врезается» кусок кирпичной стены неправильной формы с торчащей арматурой. В итоге - полное ощущение взрыва. А пребывая в таком интерьере, чувствуешь себя героем очередного футуристического боевика.
Жилые интерьеры в стиле техно ассоциируются с предметами из ремонтных ангаров и заводских цехов, железнодорожных станций и складов. Для таких интерьеров типичны открытые балки перекрытий с осветительными приборами, винтовые лестницы, антресоли в виде помостов, тяжелые металлические двери. Иногда, впрочем, прямые и жесткие конструкции сочетаются с плавностью линий и форм, а стальной блеск – с насыщенными, естественными оттенками – получается этакое «романтическое» техно.
Мебель напоминает оборудование рабочих раздевалок: стальные шкафы, имитирующие сейфы, но со стильными перфорированными панелями дверей. Очень популярны шкафы в виде поставленных друг на друга металлических контейнеров. Вообще, в мебели этого стиля, в открытых полках, перегородках и других элементах широко используются гофрированные и перфорированные металлические листы. Стулья из гнутых труб или металлического листа, табуреты, напоминающие луноход - все это техно.
Также в мебели техно часто используются опоры типа штативов, а на мебельные ножки крепятся ролики. Стеклянные столики на складывающихся ногах или тех же роликах – еще один важный элемент мебели этого стиля. Основные материалы, из которых сделана мебель: стекло, металл в разных вариантах, цветной пластик и совсем немного дерева. В соответствии со стилем подбирается и фурнитура – матовые карнизы, металлические ручки и крючки, розетки и выключатели из «стального» пластика.
Мягкая мебель тоже присутствует, ведь сидеть на диване все же удобнее, чем на металлическом стуле. Диваны и кресла снабжены синтетическими съемными чехлами с карманами для пульта, газет и прочих мелочей. Популярные цвета: серый, бордовый, хаки, металлик, «кэмэл» (грязно-рыжий). Диваны обычно с низким и глубоким сидением, с металлическими подлокотниками и ножками. Кресла могут быть из пластика или же представлять собой низкие и бесформенные пуфы без ножек, ассоциирующиеся с брошенным на складе мешком.
В техно-интерьерах задействуются всевозможные средства и приемы дизайна – от разноуровневых потолков и нестандартных подвесных конструкций, до акцентирующих световых пятен и оригинальных рисунков напольных и настенных покрытий. Стены обычно отличаются грубой фактурой. А за счет уложенной углом плитки (этот рисунок повторяется и на стенах!) достигается ощущение некоторого искривления поверхности и визуального расширения пространства.
Важной частью интерьера, где техно проявляется наиболее полно и разнообразно, являются осветительные приборы, которые помещаются в стенных нишах, на потолке и даже в выступах нависающих плит-перекрытий. Домашние светильники своей открытой арматурой напоминают профессиональную аппаратуру с длинными проводами, штативами и шарнирами. Напольные и настольные лампы поворачиваются, вытягиваются и складываются под разными углами. Широко используется магия света, обретая подчас некий философский смысл, наполняя пространство то таинственным мерцанием, то отраженными от стекла и металла бликами света. Матовые стеклянные колбы-светильники или абажуры из перфорированного металлического листа, имитирующие стремящийся ввысь небоскреб, «люстры», состоящие из гладких металлических пластин, от параллельных поверхностей которых лучи множатся, дробясь и отражаясь. Свет не просто заполняет пространство, он рассказывает какую-то историю. Наделяет вещи значениями, прорисовывает метафоры и расчищает декорации комедии, разыгрываемой самой жизнью - настолько важно освещение для дизайнеров, создающих интерьеры в стиле техно.
Такие интерьеры очень любимы людьми молодыми по возрасту или состоянию души. Это своеобразное отрицание теплого уюта и идеального порядка. В обстановке, созданной в стиле подвалов, ангаров, заброшенных помещений, которые нередко выбирают под дискотеки, поколение молодых чувствует себя очень свободно и раскованно. Общее состояние запущенности - это тоже элемент стиля, в котором видимый беспорядок создает некую гармонию.
И, хотя техно не слишком оптимистичен, его выбирают молодые интеллектуалы, которым близки идеи контркультуры постиндустриального общества. А оттенок разочарования, присущий этому стилю и свойственный концу столетия вообще, все же не мешает техно быть устремленным в будущее, в котором неизбежны новые открытия, новые технологии и прогресс в науке, технике и дизайне интерьеров.
Мебель в Санкт-Петербурге, №2 выпуск 2, 2004
Обсудить статью